Начинаем опубликовывать цикл исторических материалов, которые относятся к территории границ современного Миорского района, с истории о православном монастыре в Миорах, который просуществовал 45 лет.
25 мая 1644 года Севастьян Мирский вносит крупное пожертвование на строительство монастыря. В некоторых источниках пишется, что деньги выделялись и на строительство церкви, но miory.by обращают внимание, что церковь была заложена за 20 лет до этих событий еще в 1621 году мужем Настасии Мирской (урожденной Жабо - смотрите изображения отсканированных документов). Запись об этом сделана на старорусском и в переводе звучит так:
«Раньше я построил и основал несколько церквей и монастырей в честь и во славу Господа, а теперь делаю пожертвование на монастырь в имении моем Мире в Браславском повете».
Поэтому мы делаем вывод, что Севастьян Мирский выделял деньги именно на постройку монастыря, возможно на реконструкцию уже существовавшей православной церкви.
Браславский земский судья и меценат подарил монахам волоку 1 земли в своем имении и свое имение Лещиловичи в Полоцком воеводстве. Хотел фундатор, чтобы при монастыре действовала школа, где учились бы местные дети. В документах о пожертвовании записано, что монастырь и церковь на вечные времена должны оставаться в православной вере и что фундатор проклинает того, кто нарушит его волю. Миорский (Мёрский) монастырь благополучно начал свою деятельность.
Монастырь в Миорах упоминается также и в завещании известного деятеля того времени Симеона Полоцкого, который пожертвовал (после смерти в 1680 году) ему 600 рублей золотом и 700 рублей серебром.
Однако воля Севастьяна Мирского была нарушена. И сделал это ни кто иной, как его родной сын. Вот что отмечено в жалобе игумена Иовы Молочки от 2 января 1691 г.:
«Протестовали против действий пана Михаила Мирского, мечника браславского, ксендза Стефана Дамковского, плебана Друйского, бывших в одном сговоре, что оба они с большой толпой людей, вооруженных до зубов, в том числе заряженными ружьями и пистолетами 20 декабря 1690 года напали сначала на монастырь в Мерах, в котором осуществили разные бесчинства и шум, а именно всех монахов и прислугу связали, били и ругали, а затем почти раздетых выгнали с монастыря. Сломали двери в церкви и, ворвавшись туда, разграбили ее дочиста, захватив золото, серебро и все дары, в том числе и богатые пожертвования основателя монастыря Светослава Мирского.».
После этого разграбления, многие источники пишут, что Миорский православный монастырь и церковь стали униатскими 2, хотя в выше изложенном письме пишется, что церковь стала католической. Если посмотреть на хронологию событий, то мы склоняемся к тому, что и монастырь и церковь стали именно католическими. Ведь возведение первого костела в Миорах датировано именно 1691 годом! Далее подтверждение наших слов в исторических документах:
«Тела усопших православных, покоившихся в склепах, повыкидывали на поругание, а церковь обратили в римский костел» - пишет все тот же игумен.
О захвате православного монастыря в Миорах упоминается и в письме 1720 года русского царя Петра I королю Речи Посполитой (здесь говорится об униатском):
«25 лет тому назад Мёрский монастырь вероломно отнят в унию и на нужды католиков отдан, а монахи все выгнаны прочь».
Есть сведения, что в конце XVIII века монастырь являлся католическим. После событий 1830–1831 годах по указанию властей церковь и монастырь должны были вернуться под юрисдикцию православного синода. Но благодаря усилиям ксендза Чапулевича костел удалось отвоевать. За эти старания мёрский священник в 1842 году был даже выслан.
Делаем вывод, что доподлинно известно только то, что православный монастырь в Миорах просуществовал с 1644 по 1690 год.
1. Волока - единица измерения площади, равная 30 моргам или 20 десятинам (21,36 гектара) использовалась с начала XV века, входя в систему мер в Великом княжестве Литовском.
2. Униатская церковь была образована после заключения Брестской унии в 1596 году. В 1791 году на территории Великого Княжества Литовского современной Беларуси униаты составляли 75% (в сельской местности - более 80 %).
Исторические документы, сканы архивов.